на главную
Железные дороги Сестрорецка
Страницы
истории.
В 1721 году по распоряжению
Петра I в тридцати верстах к северо-западу от Петербурга, на берегу реки
Сестры был построен оружейный завод. Для использования водяной энергии возвели
плотину, в результате чего образовалось большое искусственное озеро,
получившее название Сестрорецкий Разлив. Из заводских поселений, появившихся
вокруг завода, возникло селение Сестрорецк. Продукцию Сестрорецкого
оружейного завода вначале доставляли в столицу сухопутьем, на подводах. Но
существовавшая в то время дорога до Санкт-Петербурга была неудобна, поскольку
пролегала вдоль берега по сыпучим пескам и низменностям, периодически
затоплявшимся водами Финского залива. Поэтому позднее стали использоваться
морские шаланды. Для этого в 1847 году была проведена конно-железная дорога от
завода до Дубковской пристани на побережье Финского залива.
Строительство в 1870 году Финляндской железной дороги, соединившей через
узловую станцию Рихимяки С.-Петербург с Гельсингфорсом, могло значительно
улучшить транспортную связь Сестрорецка, население которого достигло уже шести
тысяч человек, со столицей. Для этого требовалось соорудить дополнительную
ветку от станции Белоостров, длиной около 6 вёрст. Целесообразность этого
строительства подтверждалась и стратегическими целями, поскольку в этот
период, готовясь к войне за Балканы, русское правительство разместило на
Сестрорецком оружейном заводе большие военные заказы. Поэтому запрос военного
министерства на постройку ветви был удовлетворён.
Строительство железной дороги Белоостров-Сестрорецк, а затем и
эксплуатация её были поручены Дирекции Финляндских Правительственных железных
дорог. Движение на ветви, получившей название "Сестрорецкая железная дорога"
("заводская"), открылось 2 ноября 1871 года. Начиналась ветка в Белоострове за
пограничным железнодорожным мостом, не доходя до станции Раяйоки, и шла по
финской территории вдоль реки Сестры до Сестрорецка, вновь пересекая границу в
районе Ржавой канавы. Поскольку завод располагался в низине, защищённой от
озера плотиной, то сама железная дорога заканчивалась напротив него, на
Песках.
Первый год эксплуатации дороги принёс только убытки, и Дирекция
планировала законсервировать линию. Но тут в качестве предпринимателей
выступили Коллежский Ассесор Мориц фон-Дезен и Титулярный Советник Михаил
Иванович Миллер. Они решили приобрести у Финляндской дороги ветвь от
Белоострова до Сестрорецка и организовать на ней пассажирское движение. Помимо
этого, в планах значилось строительство новой морской пристани в 3 вёрстах от
Сестрорецка, на берегу Сестрорецкой губы, а также дополнительной ветви к
Тарховской косе, где пристань уже была сооружена и действовала. Устав
частного Общества Сестрорецкой железной дороги был утверждён в январе 1873
года, а с 19 апреля 1875 года Общество вступило во владение ветвью. Подвижной
состав был взят в аренду у Финляндской железной дороги. В гавани, получившей
название "Гавань Миллера", из валунов была отсыпана 50-метровая дамба, по
которой проложили железнодорожную ветку к пристани. На этой ветке инженер
Пироцкий в 1876 году проводил опыты по приспособлению рельсового пути к
передаче электрогальванического тока с целью организовать в Петербурге
трамвайное движение.
В 1877 году на линии действовало четыре пары поездов, которые обслуживали
в основном дачников в летний период, зимой же ими пользовались лишь чиновники
да торговцы. Объём заводских перевозок оказался очень невелик. Возведённая
пристань бездействовала. В результате Общество оказалось в бедственном
финансовом положении. Большинство из намеченных планов так и не было
осуществлено. В середине 80-х годов Общество Сестрорецкой железной дороги
окончательно разорилось, и с 1 января 1886 года дорога была для движения
закрыта.
Идея связать Сестрорецк и Петербург посредством рельсового пути была
подхвачена директором Невской пригородной конно-железной дороги
инженером Петром
Александровичем Авенариусом. 5 апреля 1889 года в Департамент железнодорожных
дел поступило его ходатайство о разрешении строительства железной дороги с
конной тягой от Петербурга до Сестрорецка с ветвью к пристани "Лисий Нос" на
Финском заливе. В технических документах она получила наименование
"Приморской". Вопрос рассматривался в Санкт-Петербургском уездном собрании и
был решён положительно. Ширина колеи железной дороги определялась в 5 футов
(1524 мм). Предполагалось, что трасса по выходе из Старой Деревни будет
проходить по правой обочине существующей грунтовой дороги, а в посёлке Лахта
рельсы будут уложены по середине улицы.
Шло время, а строительство конно-железной дороги не начиналось. Крестьяне
Новой и Старой деревни отказывались уступить свои земли, необходимые под
устройство путей. П.А.Авенариус был вынужден обратился к губернатору
Санкт-Петербурга о принудительном отчуждении необходимых для строительства
конно-железной дороги земель в соответствии с законом. Когда же этот вопрос
был решён, вызвала опасность экономическая нецелесообразность строительства
конно-железной дороги большой протяжённости. В то же время в Петербурге уже
несколько лет на двух линиях- Лесной и Невской вместо конной успешно
применялась паровая тяга. В связи с этим П.А.Авенариус разработал новые
Условия постройки и эксплуатации Приморской
Санкт-Петербурго-Сестрорецкой железной дороги. Автор проекта предполагал
построить дополнительную ветвь от Новой Деревни, на границе города у
Комендантской Чернореченской дачи, через село Коломяги в сторону
железнодорожной станции "Озерки" Финляндской железной дороги, а также к
пристани на Лисьем Носу. Кроме того, в проект были внесены две существенные
поправки: о замене конной тяги на паровую и на перенесение начальной станции
от намеченного пункта в Новой Деревне ближе к центру города. Если вопрос о замене конной тяги на паровую был удовлетворён
безоговорочно, то просьба о продлении линии в черте города встретила
энергичное сопротивление со стороны владельцев конно-железных дорог, а также
петербургского градоначальника, и была отклонена.
Постройка Приморской Санкт-Петербурго-Сестрорецкой железной дороги была
высочайше утверждена 29 июня 1892 года. В соответствии с § 1 Устава
образовалось акционерное общество под наименованием "Общество
Приморской Санкт-Петербурго-Сестрорецкой железной дороги с ветвями".
Обязанности по образованию этого Общества приняли на себя учредители:
отставной поручик инженер-механик П.А.Авенариус, инженер генерал-майор
А.Е.Струве, генерал-лейтенант Н.Ф.Орлов-Денисов и Санкт-Петербургский 1-й
гильдии купец, потомственный почётный гражданин Г.Г.Елисеев.
Первым был открыт участок Новая деревня - Озерки. Об этом
Санкт-Петербургский исправник сообщал С.-Петербургскому губернатору: «Имею
честь доложить, что 23-го июля /1893г./ в 2 часа дня, в вокзале «Новая
деревня» Приморской С.-Петербурго-Сестрорецкой железной дороги имеет быть
совершено молебствие настоятелем Казанского собора о.Михаилом при хоре певчих
по случаю открытия Озерковской ветви. Всех приглашённых до 150 человек, в том
числе Министры: Внутренних дел, Финансов, графы Орлов-Денисов и Стенбок-Фермор,
Санкт-Петербургский комендант генерал-лейтенант Адельсон, комендант крепости
генерал Верёвкин, Санкт-Петербургский градоначальник генерал-майор фон Паль с
супругою и другие, после молебствия и освещения дороги приглашенныя отправятся
на поезде по вновь открытому пути до Озерков, где будет предложен завтрак, а
затем возвратятся обратно в Новую деревню на сервированный обед с музыкой».
Вторым участком дороги, принятым в эксплуатацию, стал Лахтинский. 12 июля
1894 года санкт-петербургский уездный исправник писал в докладной записке:
«Сегодня состоится открытие для движения поездов части главного пути
С.-Петербурго-Сестрорецкой Приморской железной дороги от станции Узловой, что
близ Новой деревни, до станции Лахта. На Узловой, по этому, в 2 часа дня будет
совершено молебствие с водосвятием и окроплением Святою водою зданий
железнодорожных мастерских. После этого и разреза ленты у начала вновь
сооружённого пути, участвующие на заготовленном к тому времени экстренном
поезде направляются в Лахту." Особенностью этого отрезка дороги был
возведённый через Лахтинский разлив 200-метровый свайный мост, располагавшийся
параллельно Лахтинской дамбе, по которой шла сухопутная дорога.
31 октября 1894 года было открыто пассажирское сообщение от Лахты до
Раздельной, а также движение на ветке к Пароходной пристани на ст. Лисий Нос,
протяжённостью 3 версты.
Во время торжественного открытия в Сестрорецке четвёртого участка
Приморской железной дороги, состоявшегося 26 ноября 1894 года, П.А.Авенариусу
настоятелем Сестрорецкой Петропавловской церкви отцом Николаем была поднесена
икона Нерукотворного Спаса, а депутацией от селения Сестрорецк в присутствии
сельских должностных лиц- хлеб-соль.
1
2
3
2006-12
© Arkadiy-SPb