на главную
 
Железные дороги Сестрорецка
 
Страницы истории.
 
      
     В 1721 году по распоряжению Петра I в тридцати верстах к северо-западу от Петербурга, на берегу реки Сестры был построен оружейный завод. Для использования водяной энергии возвели плотину, в результате чего образовалось большое искусственное озеро, получившее название Сестрорецкий Разлив. Из заводских поселений, появившихся вокруг завода, возникло селение Сестрорецк.  Продукцию Сестрорецкого оружейного завода вначале доставляли в столицу сухопутьем, на подводах. Но существовавшая в то время дорога до Санкт-Петербурга была неудобна, поскольку пролегала вдоль берега по сыпучим пескам и низменностям, периодически затоплявшимся водами Финского залива. Поэтому позднее стали использоваться морские шаланды. Для этого в 1847 году была проведена конно-железная дорога от завода до Дубковской пристани на побережье Финского залива. 
 
     Строительство в 1870 году Финляндской железной дороги, соединившей через узловую станцию Рихимяки С.-Петербург с Гельсингфорсом, могло значительно улучшить транспортную связь Сестрорецка, население которого достигло уже шести тысяч человек, со столицей. Для этого требовалось соорудить дополнительную ветку от станции Белоостров, длиной около 6 вёрст. Целесообразность этого строительства подтверждалась и стратегическими целями, поскольку в этот период, готовясь к войне за Балканы, русское правительство разместило на Сестрорецком оружейном заводе большие военные заказы. Поэтому запрос военного министерства на постройку ветви был удовлетворён.
 
     Строительство железной дороги Белоостров-Сестрорецк, а затем и эксплуатация её были поручены Дирекции Финляндских Правительственных железных дорог. Движение на ветви, получившей название "Сестрорецкая железная дорога" ("заводская"), открылось 2 ноября 1871 года. Начиналась ветка в Белоострове за пограничным железнодорожным мостом, не доходя до станции Раяйоки, и шла по финской территории вдоль реки Сестры до Сестрорецка, вновь пересекая границу в районе Ржавой канавы. Поскольку завод располагался в низине, защищённой от озера плотиной, то сама железная дорога заканчивалась напротив него, на Песках.   
 
     Первый год эксплуатации дороги принёс только убытки, и Дирекция планировала законсервировать линию. Но тут в качестве предпринимателей  выступили Коллежский Ассесор Мориц фон-Дезен и Титулярный Советник Михаил Иванович Миллер. Они решили приобрести у Финляндской дороги ветвь от Белоострова до Сестрорецка и организовать на ней пассажирское движение. Помимо этого, в планах значилось строительство новой морской пристани в 3 вёрстах от Сестрорецка, на берегу Сестрорецкой губы, а также дополнительной ветви к Тарховской косе, где  пристань уже была сооружена и действовала. Устав частного Общества Сестрорецкой железной дороги был утверждён в январе 1873 года, а с 19 апреля 1875 года Общество вступило во владение ветвью. Подвижной состав был взят в аренду у Финляндской железной дороги. В гавани, получившей название "Гавань Миллера", из валунов была отсыпана  50-метровая дамба, по которой проложили железнодорожную ветку к пристани. На этой ветке инженер Пироцкий в 1876 году проводил  опыты по приспособлению рельсового пути к передаче электрогальванического тока с целью организовать в Петербурге трамвайное движение.
    
 В 1877 году на линии действовало четыре пары поездов, которые обслуживали в основном дачников в летний период, зимой же ими пользовались лишь чиновники да торговцы. Объём заводских перевозок оказался очень невелик. Возведённая пристань бездействовала. В результате Общество оказалось в бедственном финансовом положении. Большинство из намеченных планов так и не было осуществлено. В середине 80-х годов Общество Сестрорецкой железной дороги окончательно разорилось, и с 1 января 1886 года дорога была для движения закрыта.
 
План Приморской железной дороги 1903 г.
      Идея связать Сестрорецк и Петербург посредством рельсового пути была подхвачена директором Невской пригородной конно-железной дороги инженером Петром Александровичем Авенариусом. 5 апреля 1889 года в Департамент железнодорожных дел поступило его ходатайство  о разрешении строительства железной дороги с конной тягой от Петербурга до Сестрорецка с ветвью к пристани "Лисий Нос" на Финском заливе. В технических документах она получила наименование "Приморской". Вопрос рассматривался в Санкт-Петербургском уездном собрании и был решён положительно. Ширина колеи железной дороги определялась в 5 футов (1524 мм). Предполагалось, что трасса по выходе из Старой Деревни будет проходить по правой обочине существующей грунтовой дороги, а в посёлке Лахта рельсы будут уложены по середине улицы.      
 
     Шло время, а строительство конно-железной дороги не начиналось. Крестьяне Новой и Старой деревни отказывались уступить свои земли, необходимые под устройство путей. П.А.Авенариус был вынужден обратился к губернатору Санкт-Петербурга о принудительном отчуждении необходимых для строительства конно-железной дороги земель в соответствии с законом. Когда же этот вопрос был решён, вызвала опасность экономическая нецелесообразность строительства конно-железной дороги большой протяжённости. В то же время в Петербурге уже несколько лет на двух линиях- Лесной и Невской вместо конной успешно применялась паровая тяга. В связи с этим П.А.Авенариус разработал новые Условия постройки и эксплуатации Приморской Санкт-Петербурго-Сестрорецкой железной дороги. Автор проекта предполагал построить дополнительную ветвь от Новой Деревни, на границе города у Комендантской Чернореченской дачи, через село Коломяги в сторону железнодорожной станции "Озерки" Финляндской железной дороги, а также к пристани на Лисьем Носу. Кроме того,  в проект были внесены две существенные поправки: о замене конной тяги на паровую и на перенесение начальной станции от намеченного пункта в Новой Деревне ближе к центру города. Если вопрос о замене конной тяги на паровую был удовлетворён безоговорочно, то просьба о продлении линии в черте города встретила энергичное сопротивление со стороны владельцев конно-железных дорог, а также петербургского градоначальника, и была отклонена.   
 
     Постройка Приморской Санкт-Петербурго-Сестрорецкой железной дороги была высочайше утверждена 29 июня 1892 года. В соответствии с § 1 Устава образовалось акционерное общество под наименованием "Общество Приморской Санкт-Петербурго-Сестрорецкой железной дороги с ветвями". Обязанности по образованию этого Общества приняли на себя учредители: отставной поручик инженер-механик П.А.Авенариус, инженер генерал-майор А.Е.Струве, генерал-лейтенант Н.Ф.Орлов-Денисов и Санкт-Петербургский 1-й гильдии купец, потомственный почётный гражданин Г.Г.Елисеев.  
 
Полустанок Ольгино, 1911 г.
     Первым был открыт участок Новая деревня - Озерки. Об этом Санкт-Петербургский исправник сообщал С.-Петербургскому губернатору: «Имею честь доложить, что 23-го июля /1893г./ в 2 часа дня, в вокзале «Новая деревня» Приморской С.-Петербурго-Сестрорецкой железной дороги имеет быть совершено молебствие настоятелем Казанского собора о.Михаилом при хоре певчих по случаю открытия Озерковской ветви. Всех приглашённых до 150 человек, в том числе Министры: Внутренних дел, Финансов, графы Орлов-Денисов и Стенбок-Фермор, Санкт-Петербургский комендант генерал-лейтенант Адельсон, комендант крепости генерал Верёвкин, Санкт-Петербургский градоначальник генерал-майор фон Паль с супругою и другие, после молебствия и освещения дороги приглашенныя отправятся на поезде по вновь открытому пути до Озерков, где будет предложен завтрак, а затем возвратятся обратно в Новую деревню на сервированный обед с музыкой».
 
     Вторым участком дороги, принятым в эксплуатацию, стал Лахтинский. 12 июля 1894 года санкт-петербургский уездный исправник писал в докладной записке: «Сегодня состоится открытие для движения поездов части главного пути С.-Петербурго-Сестрорецкой Приморской железной дороги от станции Узловой, что близ Новой деревни, до станции Лахта. На Узловой, по этому, в 2 часа дня будет совершено молебствие с водосвятием и окроплением Святою водою зданий железнодорожных мастерских. После этого и разреза ленты у начала вновь сооружённого пути, участвующие на заготовленном к тому времени экстренном поезде направляются в Лахту." Особенностью этого отрезка дороги был возведённый через Лахтинский разлив 200-метровый свайный мост, располагавшийся параллельно Лахтинской дамбе, по которой шла сухопутная дорога.
 
Вокзал г.Сестрорецка, 1895 г.
     31 октября 1894 года было открыто пассажирское сообщение от Лахты до Раздельной, а также движение на ветке к Пароходной пристани на ст. Лисий Нос, протяжённостью 3 версты.
     Во время торжественного открытия в Сестрорецке четвёртого участка Приморской железной дороги, состоявшегося 26 ноября 1894 года, П.А.Авенариусу настоятелем Сестрорецкой Петропавловской церкви отцом Николаем была поднесена икона Нерукотворного Спаса, а депутацией от селения Сестрорецк в присутствии сельских должностных лиц- хлеб-соль.  
 

1   2   3

    При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!   

2006-12  ©  Arkadiy-SPb

Hosted by uCoz