Идея связать Сестрорецк и Петербург посредством рельсового пути была
подхвачена директором Невской пригородной конно-железной дороги
инженером Петром
Александровичем Авенариусом. 5 апреля 1889 года в Департамент железнодорожных
дел поступило его ходатайство о разрешении строительства железной дороги с
конной тягой от Петербурга до Сестрорецка с ветвью к пристани "Лисий Нос" на
Финском заливе. В технических документах она получила наименование
"Приморской". Вопрос рассматривался в Санкт-Петербургском уездном собрании и
был решён положительно. Ширина колеи железной дороги определялась в 5 футов
(1524 мм). Предполагалось, что трасса по выходе из Старой Деревни будет
проходить по правой обочине существующей грунтовой дороги, а в посёлке Лахта
рельсы будут уложены по середине улицы.
Шло время, а строительство конно-железной дороги не начиналось. Крестьяне
Новой и Старой деревни отказывались уступить свои земли, необходимые под
устройство путей. П.А.Авенариус был вынужден обратился к губернатору
Санкт-Петербурга о принудительном отчуждении необходимых для строительства
конно-железной дороги земель в соответствии с законом. Когда же этот вопрос
был решён, вызвала опасность экономическая нецелесообразность строительства
конно-железной дороги большой протяжённости. В то же время в Петербурге уже
несколько лет на двух линиях- Лесной и Невской вместо конной успешно
применялась паровая тяга. В связи с этим П.А.Авенариус разработал новые
Условия постройки и эксплуатации Приморской
Санкт-Петербурго-Сестрорецкой железной дороги. Автор проекта предполагал
построить дополнительную ветвь от Новой Деревни, на границе города у
Комендантской Чернореченской дачи, через село Коломяги в сторону
железнодорожной станции "Озерки" Финляндской железной дороги, а также к
пристани на Лисьем Носу. Кроме того, в проект были внесены две существенные
поправки: о замене конной тяги на паровую и на перенесение начальной станции
от намеченного пункта в Новой Деревне ближе к центру города. Если вопрос о замене конной тяги на паровую был удовлетворён
безоговорочно, то просьба о продлении линии в черте города встретила
энергичное сопротивление со стороны владельцев конно-железных дорог, а также
петербургского градоначальника, и была отклонена.
Постройка Приморской Санкт-Петербурго-Сестрорецкой железной дороги была
высочайше утверждена 29 июня 1892 года. В соответствии с § 1 Устава
образовалось акционерное общество под наименованием "Общество
Приморской Санкт-Петербурго-Сестрорецкой железной дороги с ветвями".
Обязанности по образованию этого Общества приняли на себя учредители:
отставной поручик инженер-механик П.А.Авенариус, инженер генерал-майор
А.Е.Струве, генерал-лейтенант Н.Ф.Орлов-Денисов и Санкт-Петербургский 1-й
гильдии купец, потомственный почётный гражданин Г.Г.Елисеев.
Первым был открыт участок Новая деревня - Озерки. Об этом
Санкт-Петербургский исправник сообщал С.-Петербургскому губернатору: «Имею
честь доложить, что 23-го июля /1893г./ в 2 часа дня, в вокзале «Новая
деревня» Приморской С.-Петербурго-Сестрорецкой железной дороги имеет быть
совершено молебствие настоятелем Казанского собора о.Михаилом при хоре певчих
по случаю открытия Озерковской ветви. Всех приглашённых до 150 человек, в том
числе Министры: Внутренних дел, Финансов, графы Орлов-Денисов и Стенбок-Фермор,
Санкт-Петербургский комендант генерал-лейтенант Адельсон, комендант крепости
генерал Верёвкин, Санкт-Петербургский градоначальник генерал-майор фон Паль с
супругою и другие, после молебствия и освещения дороги приглашенныя отправятся
на поезде по вновь открытому пути до Озерков, где будет предложен завтрак, а
затем возвратятся обратно в Новую деревню на сервированный обед с музыкой».
Вторым участком дороги, принятым в эксплуатацию, стал Лахтинский. 12 июля
1894 года санкт-петербургский уездный исправник писал в докладной записке:
«Сегодня состоится открытие для движения поездов части главного пути
С.-Петербурго-Сестрорецкой Приморской железной дороги от станции Узловой, что
близ Новой деревни, до станции Лахта. На Узловой, по этому, в 2 часа дня будет
совершено молебствие с водосвятием и окроплением Святою водою зданий
железнодорожных мастерских. После этого и разреза ленты у начала вновь
сооружённого пути, участвующие на заготовленном к тому времени экстренном
поезде направляются в Лахту." Особенностью этого отрезка дороги был
возведённый через Лахтинский разлив 200-метровый свайный мост, располагавшийся
параллельно Лахтинской дамбе, по которой шла сухопутная дорога.
31 октября 1894 года было открыто пассажирское сообщение от Лахты до
Раздельной, а также движение на ветке к Пароходной пристани на ст. Лисий Нос,
протяжённостью 3 версты.
Во время торжественного открытия в Сестрорецке четвёртого участка
Приморской железной дороги, состоявшегося 26 ноября 1894 года, П.А.Авенариусу
настоятелем Сестрорецкой Петропавловской церкви отцом Николаем была поднесена
икона Нерукотворного Спаса, а депутацией от селения Сестрорецк в присутствии
сельских должностных лиц- хлеб-соль.
![]()
2006-12 © Arkadiy-SPb