на главную
1914 год стал началом I мировой войны. 18
июля Петербург, вскоре переименованный в Петроград, был объявлен на военном
положении. Сестрорецкий завод, бывший крупнейшим оружейным предприятием
страны, получил новые государственные заказы. Вновь возникла необходимость его
прямой транспортной связи с сетью Российских железных дорог. Поскольку частные
железные дороги не имели стыковочных узлов с государственными, то для доставки
Сестрорецкому заводу топлива, металла и заготовок в 1915 году на станции
Озерки была устроена соединительная линия. (До этого Приморская железная
дорога была соединена лишь с трамвайной сетью Петербурга). Тем не менее
промышленное сообщение с заводом оставалось крайне неудобным. Для исправления
этого было принято решение восстановить Сестрорецкую ("заводскую") железную
дорогу. Она была сдана в эксплуатацию в мае 1916 года. По этой ветке 3 апреля
1917 года сестрорецкие вооружённые красногвардейцы отправились в Белоостров
встречать возвращающегося после эмиграции В.И.Ленина.
В первое же после октябрьских событий 1917 года
лето в Дюнах произошло несколько пожаров, уничтоживших много дач (в 1919 году
сгорела и церковь Спаса Преображения). В 1918 году Приморская
Петроградско-Сестрорецкая железная дорога была национализирована, а в
следующем году она вошла в состав Николаевской (ныне Октябрьской) железной
дороги, и от угла Флюгова пер. и Большого Сампсониевского проспекта доведена
до Финляндской линии. Поезда на Сестрорецк стали отправляться с Финляндского
вокзала. Тупиковый вокзал в Новой деревне был закрыт.
Дачные массивы Сестрорецка стали
приходить в упадок. Ввиду резкого обострения военной обстановки между
Советской Россией и независимой Финляндией граница была полностью закрыта.
Вдоль неё протянулись ряды колючей проволоки, а все мосты- взорваны. Земли
Сестрорецкого Курорта вошли в пограничную зону. Оставшихся жителей выселили в
Сестрорецк и его окрестности. Несколько лет Сестрорецк входил в состав
"запретной" пограничной зоны, начиналась которая между посёлками Горская и
Александровка. Движение поездов было нерегулярным.
В начале 20-х годов ветка в Озерки сначала
стала производственной, а затем начались работы по её разборке (наполовину
выполненые к 1927 году). На Сестрорецкой ветке были ликвидированы разъезды:
2-я верста, Дамба, 13-я верста, Каупилово, платформа Ермоловская. Станция Раздельная получила
название Лисий Нос. В те же годы для нужд развивающихся железных дорог
Советской страны были сняты вторые пути на большинстве станций и на перегоне Сестрорецк- Курорт. Рабочие танк- паровозы бывшей Приморской железной дороги
постепенно переводились на трамвайные рельсы Ленинграда, где использовались
для подвоза материалов к строящимся линям, а также для пассажирских перевозок
на участках, где контактная сеть ещё не была проведена.
23 сентября 1924 года в Ленинграде произошло одно из
сильнейших наводнений. Начавшийся с 9 утра сильный порывистый ветер к 16 часам
перешёл в ураганный. Скорость его достигала 40- 42 метра в секунду.
Разбушевавшаяся Нева поднялась на 369 сантиметров выше ординара. Центр города
оказался полностью затопленным. Железнодорожное полотно у станции Новая
деревня, а также на перегоне Новая Деревня- Лахта было залито водой. Сообщение
по всей Приморской линии прервалось в 17 час. 45 мин. Поезда №№66 и 73,
вышедшие на линию, вынуждены были вернуться обратно. Лахтинская дамба,
защищающая полотно, а также всю местность, была разрушена до основания, а
свайный мост через Лахтинский разлив- полностью уничтожен. На месте рельсового
пути образовался быстрый поток. Путь от Новой Деревни до 8-й версты был размыт
на 90 процентов, а верхнее строение пути отнесено на 250 сажен. Движение
поездов по Приморской ветке прекратилось. Для восстановления железной дороги
требовалось отсыпать новую дамбу в Лахте. Кроме того, было принято решение
продлить путь от станции Курорт до Белоострова. В 1925 году в песчаной дюне
прорыли выемку и, отсыпав также новую насыпь и дамбу по пойме реки Сестры,
соединили Курорт с Белоостровом. Примерно к этому же времени закончились
ремонтные работы и в Лахте. Для пропуска вод Лахтинского разлива был построен
деревянный мост между охотбазой и деревней Бобыльская. Таким образом
получилась круговая Сестрорецкая ветка Октябрьской железной дороги.
В 1936 году на территории Сестрорецкого Курорта и Дюн
были
развёрнуты работы по
строительству железобетонных укреплений Карельского Укреплённого Района.
"Зимняя война" 1939/40 годов отодвинула границу с Финляндией вглубь
Карельского перешейка.
Наступил 1941 год. В ходе наступления
немецко-фашистских войск Ленинград был окружён.
Прекратилось сообщение и с Сестрорецком. Город стал
объектом ежедневных артиллерийских обстрелов. Но жители не покидали своих
постов. Они расчищали снег, ремонтировали пути, которые могли понадобиться для
бронепоезда, стоявшего в Новой Деревне. Он совершал ночные рейды в
сторону Белоострова для обстрела позиций противника.
В конце 1943 года железнодорожное сообщение с
Сестрорецком было вновь открыто. Правда, первый поезд был обстрелян, и его
пришлось отвести в Разлив. Но затем движение на дороге не замирало. По ветке
Ленинград- Лисий Нос подвозились войска и боеприпасы для Кронштадта и "Ораниенбаумского
пятачка". Это была часть "Малой дороги жизни". Особенно много техники и войск
было переправлено осенью и зимой 1943-1944г.г., когда готовилась ликвидация
блокады Ленинграда. Летнее наступление советских войск 1944 года вновь
отодвинуло границу с Финляндией
далеко на север.
За годы Великой Отечественной войны от артобстрелов
погибли многие здания Сестрорецка и Курорта, в том числе и Курзал. В районе
Ржавой канавы сохранились только дачи детского ревматического санатория. К
счастью, не пострадал вокзал Сестрорецка. В мирное послевоенное время для
старой насыпи Озерковской ветки вновь нашлось применение. По ней, и далее
через поля Комендантского аэродрома к ЦПКиО протянулась узкоколейная трасса
Малой Октябрьской детской железной дороги. Движение по ней было открыто 27
августа 1948 года. Сама железная дорога в Сестрорецк, так и оставшаяся до
нашего времени одноколейной, была реконструирована. В 1952 году в Сестрорецк
пошли первые электрички. Для них были возведены высокие платформы, уложены
новые рельсы, введена автоматизация. В Ольгино, Александровской, Разливе и
Курорте построены новые станционные павильоны.
Район Новой деревни, большинство деревянных построек которого было разобрано в
годы блокады на дрова, подвергся полной перепланировке. На месте бывшего
Приморского вокзала ныне стоит дом №17 по
Приморскому проспекту. В 60-х годах исчезли остатки Коломяжского ипподрома, а
Комендантский аэродром вскоре стал объектом массового жилищного строительства.
К сожалению, свидетельств начала века из столь
насыщенной событиями истории Приморской железной дороги становится с каждым
годом всё меньше. Разрушен переживший военное лихолетье монумент над могилой
П.А.Авенариуса в Дюнах. А из сооружений и построек того времени сохранились
лишь санаторные здания Сестрорецкого Курорта, остатки дамбы Миллера на берегу
залива, мост через речку Гагарку, ветшающие, но удивительные по красоте
старинные деревянные дачи и беседки, Сестрорецкий вокзал, а также станционные
здания в Горской и Озерках.
Приношу благодарность авторам использованных публикаций, а также С. Погодину
за помощь в подготовке этой статьи.
Основная использованная литература:
Давиденко А.И. «Сестрорецк. Очерки по истории города»
"Октябрьская магистраль" 12-16 июля 1991г. Статья Е.
Шапилова
Раков В.А. "Локомотивы отечественных железных дорог
1845-1955г.г."
"Сестрорецкий инструментальщик" 21 -28 июля 1989г. Статья
Б.Е. Ривкина
"Сестрорецкий инструментальщик" 27 июля 1990г. Статья
Г.И. Волкова
на главную
1
2
3
2006-12
© Arkadiy-SPb