на главную
 
       1914 год стал началом I мировой войны. 18 июля Петербург, вскоре переименованный в Петроград, был объявлен на военном положении. Сестрорецкий завод, бывший крупнейшим оружейным предприятием страны, получил новые государственные заказы. Вновь возникла необходимость его прямой транспортной связи с сетью Российских железных дорог. Поскольку частные железные дороги не имели стыковочных узлов с государственными, то для доставки Сестрорецкому заводу топлива, металла и заготовок в 1915 году на станции Озерки была устроена соединительная линия. (До этого Приморская железная дорога была соединена лишь с трамвайной сетью Петербурга). Тем не менее промышленное сообщение с заводом оставалось крайне неудобным. Для исправления этого было принято решение восстановить Сестрорецкую ("заводскую") железную дорогу. Она была сдана в эксплуатацию в мае 1916 года. По этой ветке 3 апреля 1917 года сестрорецкие вооружённые красногвардейцы отправились в Белоостров встречать возвращающегося после эмиграции В.И.Ленина.
       Станция Дюны 1902 г.
      В первое же после октябрьских событий 1917 года лето в Дюнах произошло несколько пожаров, уничтоживших много дач (в 1919 году сгорела и церковь Спаса Преображения). В 1918 году Приморская Петроградско-Сестрорецкая железная дорога была национализирована, а в следующем году она вошла в состав Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги, и от угла Флюгова пер. и Большого Сампсониевского проспекта доведена до Финляндской линии. Поезда на Сестрорецк стали отправляться с Финляндского вокзала. Тупиковый вокзал в Новой деревне был закрыт. 
 
        Дачные массивы Сестрорецка стали приходить в упадок. Ввиду резкого обострения военной обстановки между Советской Россией и независимой Финляндией граница была полностью закрыта. Вдоль неё протянулись ряды колючей проволоки, а все мосты- взорваны. Земли Сестрорецкого Курорта вошли в пограничную зону. Оставшихся жителей выселили в Сестрорецк и его окрестности. Несколько лет Сестрорецк входил в состав "запретной" пограничной зоны, начиналась которая между посёлками Горская и Александровка. Движение поездов было нерегулярным.
 
      В начале 20-х годов ветка в Озерки сначала стала производственной, а затем начались работы по её разборке (наполовину выполненые к 1927 году). На Сестрорецкой ветке были ликвидированы разъезды: 2-я верста, Дамба, 13-я верста, Каупилово, платформа Ермоловская. Станция Раздельная получила название Лисий Нос. В те же годы для нужд развивающихся железных дорог Советской страны были сняты вторые пути на большинстве станций и на перегоне Сестрорецк- Курорт. Рабочие танк- паровозы бывшей Приморской железной дороги постепенно переводились на трамвайные рельсы Ленинграда, где использовались для подвоза материалов к строящимся линям, а также для пассажирских перевозок на участках, где контактная сеть ещё не была проведена.
    Последствия наводнения 1924 г.
     23 сентября 1924 года в Ленинграде произошло одно из сильнейших наводнений. Начавшийся с 9 утра сильный порывистый ветер к 16 часам перешёл в ураганный. Скорость его достигала 40- 42 метра в секунду. Разбушевавшаяся Нева поднялась на 369 сантиметров выше ординара. Центр города оказался полностью затопленным. Железнодорожное полотно у станции Новая деревня, а также на перегоне Новая Деревня- Лахта было залито водой. Сообщение по всей Приморской линии  прервалось в 17 час. 45 мин. Поезда №№66 и 73, вышедшие на линию, вынуждены были вернуться обратно. Лахтинская дамба, защищающая полотно, а также всю местность, была разрушена до основания, а свайный мост через Лахтинский разлив- полностью уничтожен. На месте рельсового пути образовался быстрый поток. Путь от Новой Деревни до 8-й версты был размыт на 90 процентов, а верхнее строение пути отнесено на 250 сажен. Движение поездов по Приморской ветке прекратилось. Для восстановления железной дороги требовалось отсыпать новую дамбу в Лахте. Кроме того, было принято решение продлить путь от станции Курорт до Белоострова. В 1925 году в песчаной дюне прорыли выемку и, отсыпав также новую насыпь и дамбу по пойме реки Сестры, соединили Курорт с Белоостровом. Примерно к этому же времени закончились ремонтные работы и в Лахте. Для пропуска вод Лахтинского разлива был построен деревянный мост между охотбазой и деревней Бобыльская. Таким образом получилась круговая Сестрорецкая ветка Октябрьской железной дороги. 
 
     В 1936 году на территории Сестрорецкого Курорта и Дюн были развёрнуты работы по строительству железобетонных укреплений Карельского Укреплённого Района. "Зимняя война" 1939/40 годов отодвинула границу с Финляндией вглубь Карельского перешейка.
     Наступил 1941 год. В ходе наступления немецко-фашистских войск Ленинград был окружён.
     Прекратилось сообщение и с Сестрорецком. Город стал объектом ежедневных артиллерийских обстрелов. Но жители не покидали своих постов. Они расчищали снег, ремонтировали пути, которые могли понадобиться для бронепоезда, стоявшего в Новой  Деревне. Он совершал ночные рейды в сторону Белоострова для обстрела позиций противника.
     В конце 1943 года железнодорожное сообщение с Сестрорецком было вновь открыто. Правда, первый поезд был обстрелян, и его пришлось отвести в Разлив. Но затем движение на дороге не замирало. По ветке Ленинград- Лисий Нос подвозились войска и боеприпасы для Кронштадта и "Ораниенбаумского пятачка". Это была часть "Малой дороги жизни". Особенно много техники и войск было переправлено осенью и зимой 1943-1944г.г., когда готовилась ликвидация блокады Ленинграда. Летнее наступление советских войск 1944 года вновь отодвинуло границу с Финляндией далеко на север.   
       Станция Курорт 1942 г.
     За годы Великой Отечественной войны от артобстрелов погибли многие здания Сестрорецка и Курорта, в том числе и Курзал. В районе Ржавой канавы сохранились только дачи детского ревматического санатория. К счастью, не пострадал вокзал Сестрорецка. В мирное послевоенное время для старой насыпи Озерковской ветки вновь нашлось применение. По ней, и далее через поля Комендантского аэродрома к ЦПКиО протянулась узкоколейная трасса Малой Октябрьской детской железной дороги. Движение по ней было открыто 27 августа 1948 года. Сама железная дорога в Сестрорецк, так и оставшаяся до нашего времени одноколейной, была реконструирована. В 1952 году в Сестрорецк пошли первые электрички. Для них были возведены высокие платформы, уложены новые рельсы, введена автоматизация. В Ольгино, Александровской, Разливе и Курорте построены новые станционные павильоны.
    
   Район Новой деревни, большинство деревянных построек которого было разобрано в годы блокады на дрова, подвергся полной перепланировке. На месте бывшего Приморского вокзала ныне стоит дом №17 по Приморскому проспекту. В 60-х годах исчезли остатки Коломяжского ипподрома, а Комендантский аэродром вскоре стал объектом массового жилищного строительства. 
     К сожалению, свидетельств начала века из столь насыщенной событиями истории Приморской железной дороги становится с каждым годом всё меньше. Разрушен переживший военное лихолетье монумент над могилой П.А.Авенариуса в Дюнах. А из сооружений и построек того времени сохранились лишь санаторные здания Сестрорецкого Курорта, остатки дамбы Миллера на берегу залива, мост через речку Гагарку, ветшающие, но удивительные по красоте старинные деревянные дачи и беседки, Сестрорецкий вокзал, а также станционные здания в Горской и Озерках.
 
 
     Приношу благодарность авторам использованных публикаций, а также С. Погодину за помощь в подготовке этой статьи.
 
Основная использованная литература:
 
Давиденко А.И. «Сестрорецк. Очерки по истории города»
"Октябрьская магистраль" 12-16 июля 1991г. Статья Е. Шапилова
Раков В.А. "Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955г.г."
"Сестрорецкий инструментальщик" 21 -28 июля 1989г. Статья Б.Е. Ривкина
"Сестрорецкий инструментальщик" 27 июля 1990г. Статья Г.И. Волкова
 
 на главную                                                     1   2   3
 
    При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!   
 

2006-12  ©  Arkadiy-SPb

Hosted by uCoz